Удомельская гимназия №3 имени О. Г. Макарова.

Универсальная

   

3.   Введение.

1.1     Исходная ситуация.

База МОУ УГ№3 имени О. Г. Макарова 4 «б» класс – 17 обучающихся.

Стартовая диагностика.

В 1 классе пришли учиться 21 человек. Из них 8 мальчиков и 13 девочек.

В результате диагностики выявлено, что

·        высокий уровень готовности к выполнению учебной  деятельности продемонстрировали – 8 ч. (38%), на среднем уровне – 7 ч. (33,3%), на низком – 6 ч. (28%);

·        знали буквы, читали по слогам только 10 ч., отрывисто – 5 ч.(23,8%), по слогам и целыми словами – 4 ч. (19%), не знали букв – 2 ч. (9,5%);

·        владели фразовой речью – 4 ч. (19%), не могли выразить свою мысль полным предложением – 6 ч., выстраивали предложение при помощи учителя-10 ч. (47,6%).

  Таким образом, мы видим, что дети находились на разных стартовых возможностях в период обучения грамоте.

 

 

1.    2  Противоречия.

С одной стороны:

Современная жизнь предъявляет новые требования к обучению чтению. Чтение – это основной общеучебный навык и составляющая часть речевой деятельности. Перед школой одной из важных задач стоит задача воспитания нравственных и эстетических чувств, формирование эмоционально – нравственной сферы личности.

С другой стороны:

Низкий уровень развития речи школьников, разные стартовые возможности детей.   Учителя не любят уроки поэтической лирики, т. к. слабо владеют методикой анализа поэтического произведения. Отсутствует система целенаправленного формирования читательской деятельности детей.

 

1.3 Последствия.

   Дети не любят читать стихи, остаются эмоционально глухими.

 

 

1.4Ключевая проблема

      Не развита эмоционально – чувственная сфера личности детей. Часто дети не любят читать и учить стихи, т. к. не понимают смысла слов и выражений, не умеют использовать творческое воображение, чтобы представить поэтические образы. При заучивании наизусть стремятся зазубрить, а не представить и понять.

 

  

1.5 Актуальность опыта.

    Мы живем в эпоху перемен, в период значительных изменений в системе образования.

    Модернизация современного образования направлена на становление качественно новой личностно – ориентированной развивающей школы, призванной обеспечить

·        развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

·        воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

·        освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности (учебно–познавательной, практической, социальной).

    Поэтому особое место в УВР отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

   Особенностью начальной школы является то, что дети поступили в первый класс с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличи в психофизическом развитии.

   Перед учителем начальной школы встает трудная задача – формировать у каждого ученика навык чтения на уровне, позволяющем успешно  осваивать учебные предметы в среднем звене школы, т. к. чтение – это общеучебный навык, являющийся одним из видов речевой деятельности.

 

      Таким образом проблема овладения каждым  обучающимся навыком чтения и развития речи выходит на первый план.

     В данном отчете представлена система работы по совершенствованию навыка чтения, формированию умения понимать смысл текста и на основе анализа произведения, пользуясь компонентами интонации овладевать умением выразительно читать стихи.

 

2. Концепция деятельности.

2. 1 Гипотеза.

Если применять данную систему совершенствования навыка чтения на уроках изучения поэтических произведений, то дети будут читать выразительно и осознанно запоминать стихи наизусть.

 

2. 2 Цель  работы:

     Создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих ребенку успешно развивать речевые и читательские умения.

3)     3 Задачи:

2.     Разработать и описать технологию работы по совершенствованию навыка чтения на уроках изучения произведений поэтического жанра.

3.     Разработать систему специальных заданий и упражнений, развивающих эмоционально – чувственную сферу детей, творческое воображение и речь.

4.     Выявить результативность работы по теме.

2.4 Принципы педагогической деятельности.

1.     Особенность усвоения материала.

2.     Учет зоны актуального и ближайшего развития.

3.     Ведущая роль теоретических знаний.

4.     Системность.

5.     Индивидуальный подход.

6.     Включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы.

7.     Поддерживание позитивного эмоционального фона в ОГ.

 

2.5 Критерии оценки.

1) Сформированность компонентов навыка чтения: безошибочность, темп, выразительность, осознанность.

2) Овладение обучающимися речевыми и исполнительскими умениями.

3) Наблюдения учителя за чтением детей и устными ответами. Оценивание чтения стихов наизусть.

 

2.6           Модель деятельности.

    Решению перечисленных выше задач подчинена система учебно – воспитательных

средств, сложившихся  в опыте.

1.     Проведение диагностики. (стартовая).

2.     Разработка учебных заданий, направленных на развитие речевого аппарата и дикции.

 

3.     Систематизация учебных заданий, направленных на развитие творческого воображения и совершенствование выразительности чтения.

 

 

1.     Применение учебных заданий, направленных на обогащение словарного запаса детей, развитие умения точно употреблять слова и словосочетания в речи.

 

 

2.     Мониторинг обученности и и качества знаний.

 

2.7 График выполнения работ.

Развитие речевого аппарата и дикции -    в течении      обучения в 3 классе.

Развитие творческого воображения -    в течении      обучения в 3 классе.

Совершенствование выразительности чтения -   в течении      обучения в 3 классе.

Обогащение словарного запаса детей -    в течении      обучения в 3 классе.

 Мониторинг системный -   в течении    обучения в 3 классе.

 

2.8 Проект адресован учителям начальных классов.

    От достижения планируемых результатов выиграют дети, т. к. изучение поэтических произведений из скучного урока превращается в процесс творческого изучения нового материала, осуществляется развитие воображения, мышления, речи обучающихся.

      

 

2. 9 Ресурсное обеспечение проекта.

    Для реализации проекта необходимы:

- материальные ресурсы: учебники, магнитофон, репродукции картин, книги, краски, альбомы;

- временные ресурсы: период обучения в начальной школе 1-4 кл.;

- кадровые ресурсы: творчески работающий учитель.

 

 

3. Теоретическая база.

 

3.1 Понятие речи и речевой деятельности.

    Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формирующиеся в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логические чтения, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

     Успехи учащихся в связной речи определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения. «Чтение – писал Н. Ф. Бунаков – главное орудие начальной школы, которым она может действовать, как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность».

      Перед учителем встает важная задача – формировать речевую и читательскую деятельность детей. Успешность овладения связной речью непосредственно связана с мотивацией речи. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. В основе высказывания ребенка  должен лежать непосредственный речевой мотив, т. е. желание сообщать другим о своих впечатлениях, чувствах. Именно такой   речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми во время изучения произведений поэтического жанра.

     Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, образами, возникающими при работе над поэтическими произведениями.

        Произведения поэтического жанра помогают развивать творческое воображение детей, учить их видеть картины природы, героев, о которых они читают. На уроках поэзии развивается эмоционально – чувственная сфера личности. Прием словесного рисования помогает передать словами то, что представили дети в своем воображении. Речь тесно связана с новичком чтения. Качество чтения улучшается за счет развития чтения, как одного из видов речевой деятельности. Читательские умения развиваются

в единстве с речевыми умениями.

Психолингвисты рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. Речевая деятельность – это целенаправленный процесс передачи или прием сообщения. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда мы передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существуют четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.

     Чтение относится к письменным видам общения, как и письмо, а устная речь (говорение) и слушание реализуют устные формы общения. Все четыре вида речевой деятельности по-разному, разными способами осуществляют формулирование мысли. Одни используют внешнюю речь (говорение, слушание) и формулируют ее устно, другие – внутреннюю речь (чтение, письмо). Речевая деятельность имеет определенную структуру. Первый ее уровень – мотивационное звено, наличие мотивов и целей действия. Такими мотивами чтения ребенка являются желания научиться читать, узнавать информацию, понять, о чем говорится в тексте, получить удовольствие от чтения.

     Второй уровень деятельности – ориентировочно – исследовательский (аналитико –

 

синтетический). Ученик рассматривает структуру текста (подзаголовок, части) и пытается представить события. Эта деятельность связана с первичным восприятием текста, моделированием его содержания.

     Третий уровень – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, акценты, определяет личностное отношение к героям, событиям.

     Результатом действий с текстом становится понимание его смысла.

 

3.2           Навык чтения и условия успешной роботы над ним.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ


ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ


 Навык чтения – это комплекс умений и навыков, представлен в общем виде такой схемой:

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

 

 


ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ


 

 

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, автоматически. В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.

Ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается, понимание и осознание смысла текста.

Осознанность, разумение содержания прочитанного, его понимание не  имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.

При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста: 1) фактического, предметного; 2) тсоао предметного плана.

Предметный план – это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т. д. смысл предметного плана – это то, о чем все это нам говорит, что всем предметным планам хотел сказать писатель.

Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость, темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.

Важный компонент, составляющий технику чтения – это способ чтения. Известны

 

 

пять основных способов чтения:

1) побуквенное;

     2) отрывистое слоговое;

     3) плавное слоговое;

     4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;

     5) чтение целыми словами и группами слов.

Первые два относятся к непродуктивным способам чтения. Последние три – продуктивные. Их надо отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группам слов, т. е. к самому продуктивному способу чтения.

Темп (скорость) чтения находятся в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Ориентировочные показатели по плану чтения:

1 класс – 25 – 30 слов в минуту;

2 класс – 30 – 40  слов в минуту;

3 класс – 50 – 60 слов в минуту (I полугодие); / 65 – 75 слов в минуту ( в конце II полугодия);

4 класс – 70 –  80 слов в минуту (I полугодие) / 85 – 95 слов в минуту (в конце II полугодия).

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; в) перестановки; г) добавления; д) искажения; е) повторы; ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах. Причины ошибок – непонимание значения прочитываемого слова, смысла предложения, нетвердое усвоение учениками графического образа каких-то букв, рассогласование процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов понимания.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико – грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений); делать логическое психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно. Выразительное чтение как высший тип чтения – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, стремления и смысла текста, стремление донести все это до слушателя. Выразительное чтение как высший тип чтения в школьных условиях, как правило, применимо, во-первых, преимущественно к художественным произведениям, во-вторых, он имеет место на заключительных, итоговых этапах работы с текстом, когда последний всесторонне рассмотрен, прогнализирован и понят учениками.

 

 

3.2           Факторы, влияющие на улучшения качества чтения младших школьников.

Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено путем многократного перечисления текста, за счет овладения способами действия, а также мотивации чтения и освоения круга тех умения, совокупность которых дает качественный сдвиг в чтении. Необходимо использовать разные виды практических  действий: подчеркивание важного в тексте, расстановка условных знаков (пауз, логических ударений, определения темпа чтения), словесная и живописная иллюстрация, запись словесного плана текста, схематического. С помощью активных действий с текстом формируются и закрепляются конкретные читательские умения работы с ним, а также учебные способы. В процессе этих практических действий включается лиоаолвь деятельность (сопоставления, выводы – логическое мышление; воссоздание образных картин – образное мышление), творческая изобразительная деятельность, эмоциональная сфера ребенка. Для обучения технике чтения существуют определенные группы упражнений, направленных на:

- развитие речевого аппарата,

- расширение оперативного поля чтения,

- развитие правильности, безошибочности восприятия текста,

- развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях;

- развитие скорости чтения,

- развитие внимания  и памяти в процессе восприятия,

- преодоление трудностей понимания текста.

Выразительность зависит от целостного восприятия и осмысления текста, от определения ребенком задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации. Для того, чтобы читать выразительно, необходимо владеть определенными умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности.

Существенную роль в выразительном чтении играет интонация.  Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Выразительность чтения развивается не спонтанно, а с каждым этапом совершенствуется, достигая определенного уровня. Для формирования выразительного чтения учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделяют умение разбираться в эмоциональном настрое произведения; умение представлять в своем воображении картины, события, на основе «словесных картин», умение постигать смысл описанных событий, создавать о них свои суждения и выражать к ним свое отношение; умение определять задачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства хотел передать автор. Выявление задач чтения связано с пониманием подтекста. Задача чтения – это «осознанное читающим желание вызвать у слушающих определенное отношение к содержанию текста…» (Т. Завадский).

Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения, в частности стихотворения, включает в себя определенные микроумения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героев, определять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникать сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. умение определять свое отношение к герою, отношение к нему автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к  выразительному чтению, являются умения, развивающие творческие, воссоздающие воображение детей.

Эти умения формируются с помощью известного многим учителям начальной школы приема, как словесного рисования картин на основе прочитанного текста («видение текста»), и развитие у учащихся определенного отношения к прочитанному

 

умения давать оценки героям, их поступкам, событиям, что возможно лишь в том случае, если дети понимают текст и улавливают подтекст.

Из группы интонационных умений необходимо формировать умение пользоваться паузой и логическим ударением, которые рассматриваются, как сложные, включающих два связанных между собой явления: определять их в тексте и соблюдать при чтении.

 

3.2            Анализ лирического текста.

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьезной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения. При изучении лирических произведений идет очень мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирика оказывает очень мощное  воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя, поэтому так важно приобщение к  поэзии в детстве, правильная организация процесса восприятия лирических текстов в школе.

Специфика этого литературного рода такова, что именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восприятие лирического текста субъективно и зависит от открытости и искренности всех учеников учебного диалога, даже от их настроения, вот почему так важна создаваемая учителем на этих уроках особая «этико-эстетическая атмосфера» урока как определял ее методист XIX века В. П. Острогорский.

Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода:

·        организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживание лирическому герою;

·        формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

·        формирование представления о способах создание образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения найти их в тексте и воспроизвести в своей речи;

·        обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Анализ текста и его читательская интерпретация, освоение смысла текста – эта работа серьезная, вдумчивая, направляющая  не только мысль, но и чувство, воображение и фантазию читателя. «Содержание художественного произведения не переходит, как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой, из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем – по ориентирам, данном в самом произведении.» (Т. М. Якобсон). Этими ориентирами и служат те самые «ключевые» слова, открывающие нам сокровенный смысл произведения. «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение.» (А. А. Блок).

Основным методическим приемом работы над лирикой является медленное, так называемое филологическое чтение с остановками на «непонятных» словах. Как замечательно сказал литературовед М. О. Гершензон: «Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и медленнее всего Пушкина». Кроме того, прекрасно работают при изучении лирических произведений на уроке: выразительное чтение (учителем и учениками); рисунок как способ проявить зрительный образ, формирующийся в сознании читателя; структурная схема системы образов как основа анализа текста.   

 

 

4         Система работы.

 

4.1      Анализ учебной программы и учебника «Родная речь» составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

      Особенностью содержания учебников «Родная речь» является то, что большую часть речевого учебного материала составляют произведения поэтического жанра. Именно поэтические произведения будят воображение ребенка, помогают формировать нравственно – эстетические качества детей, развивают эмоциональную сферу. Поэтические произведения дают толчок и для развития художественного и речевого творчества обучающихся. В учебнике «Родная речь» авторов В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. Ф. Климановой из 54 произведений 21 поэтическое произведение, т. е. 39% от всего литературного материала.

 

4.2      Технология опыта.

     Навык чтения включает в себя комплекс умений и навыков, и состоит из пяти компонентов: способ чтения, безошибочность, понимание, выразительность, темп. Ведущее место в этом комплексе занимает осознанность, понимание прочитанного. Но этого невозможно достичь без овладения технической стороной чтения: способом, темпом, правильностью.

      На первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребенка зависит от того, на сколько хорошо освоены технические навыки чтения, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста.

      С первых уроков обучения грамоте я ввела упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и овладение техническими навыками чтения. Для подтверждения высокого уровня речевого аппарата проводила специальные упражнения и в 3 классе.

 

 

·       Развитие  речевого аппарата:

 

u     дыхательная гимнастика:

Задуйте свечу:

Сделайте глубокий вдох и разом вы­дохните весь воздух. Задуйте одну боль­тр свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именин­ный пирог. На нем много маленьких све­чек. Сделайте глубокий вдох и постарай­тесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

u     отработка дикции (развитие четкого произношения):

- Чтение скороговорок.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально четкого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

Сенька с Санькой вез Соньку на санках.

Шла. Саша по шоссе и сосала сушку.

Сначала дети вместе с учителем медленно, отчётливо проговаривают скороговорку, затем по рядам, по группам (мальчики, девочки), хором в темпе, хором в быстром темпе, по одному.

Скороговорка может быть воспринята на слух или зрительно.

Сначала читают глазами, затем один ученик читает вслух, хором.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Шесть мышат в камышах шуршат.

 

 - Чтение слогов-слияний (по странице урока в азбуке) и на доске.

Молча, хором, группами, по одному.

ра  ро   ру  ры  ре   ри

 - Чтение в прямом и обратном порядке слогов-слияний.

    са  со   су   сы   си

- Чтение словесных столбиков с установкой:

а) прочитать за один приём целым словом:

сок                 кот
сын                  кит
сад                  крот
сук                  кнут
 б) придумать слова близкие по звучанию:

кот – крот

галка — палка

розы – козы

ромашки – барашки

 

- Чтение чистоговорок.

Ра — ра — ра — на дворе растёт трава.

Ры – ры – ры – на дереве шары.

С целью выработки правильного произношения на доске печатала сло­ги, слова, сочетания и предложения из текста.

- Для развития подвижности речевого аппарата давала сочетания гласных, сочетания согласных.

А, о, у, ы, и, э

ао, ау, аы, аи, аэ

стр, кр, пр, кн, мн, вкл

u     интонационная разминка:

Нередко, требуя от ребят выразитель­ного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выра­зительное чтение» — многогранно, и спо­собность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприя­тия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начи­нается. Считаю правильным начать эту работу с формирования трех умений.

1. Различать и придавать своему голо­су интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьез­ные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, заверше­ния, противопоставления.

2. Выбирать нужный темп чтения (бы­стрый, ритмичный или плавный, разме­ренный или же их сочетание).

3. Ставить логическое ударение в предложении.

 

 

·       Развитие оперативной памяти и внимания к слову.

Для развития данного умения использовала упражнение «Фотоглаз».

Слова и стихотворения печатала на карточках и давала читать каждые несколько секунд. Ребенок должен успеть прочитать и назвать прочитанное слово. Затем выяснялось лексическое значение слова.

 

Например:

вьюга

метель

поземка

буря

 

  

- Прочитайте.

- Каково значение каждого слова?

- Как данные слова различаются по смыслу?

Другой прием, развивающий оперативную память – чтение с доски и запоминание небольшого стихотворения.

Ежик, ежик – чудачок.

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок

И ну считать – нам

Водилу выбирать.

 

- Прочитайте про себя.

- Хором.

- По рядам, выразительно.

- В разных темпах.

- С разной интонацией: радостно, грустно, удивленно.

Затем текст закрывается.

- Кто может прочитать по памяти?

 

·       Развитие умения проникать в эмоциональный настрой произведения.

Умение проникнуть в эмоциональный настрой произведения включает в себя определенные микроумения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. определять свое отношение к герою отношение к нему автора, затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

Например:

- С каким настроением написаны стихи?

- Какие слова и строки передают слияние чувств, радость, тревогу?

- Какое состояние природы нарисовано поэтом?

- Как он относится к изображенному?

Сложным, однако необходимым, является умение определять в тексте основную задачу чтения. Умение определять задачу чтения включает в себя умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, определять свое отношение к событиям и находить интонационные средства для его выражения.

Фрагмент урока литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…»

После первичного чтения выявляется первоначальное восприятие:

- Какие картины возникли в вашем воображении?

- Прочитайте самостоятельно, найдите сравнения.

- С чем сравнивает поэт речку? (С паркетом.)

- Почему? (Речка покрыта гладким льдом.)

 

- Почему блистает, а не блестит? (Блистает красотой.)

- Чем заняты мальчишки? Прочитайте.

- Найдите глаголы. («режут лед».)

 

  

- Какие звуки мы могли бы услышать, когда ребята катались на коньках? (Крики, смех, звуки от скольжения коньков по льду.)

- Как назвал поэт мальчишек? Какой использовал эпитет? ( «радостный народ»)

- Какой образ, созданный поэтом вызывает у вас улыбку? Прочитайте. (Гусь, «скользит и падает»)

- Как назван первый снег? (Веселый)

- С чем сравнивает его поэт? (Со звездами)

- Какое настроение передает нам поэт в своем стихотворении? (Радостное)

После этого определяется задача чтения: читая  стихотворение, мы должны передать слушателям это радостное настроение.

Выразительность чтения в результате осознания его задачи значительно повышается, т. к. ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам.

 

·       Развитие творческого воображения.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее  воображение детей.

Это умение формируется с помощью такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста.

Так, чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание текста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить «краски»), представить ее мысленно, нарисовать ее словами. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста.

   Фрагмент урока. С. А. Есенин. «Поет зима – аукает…».

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Можем ли мы ее отнести ко всему стиху или к одной части?

- Найдите, к какой именно?

- Что изобразил художник?

- Какие выбрал краски?

- Какое настроение они создают?

- А какую вы сами нарисуете иллюстрацию?

- Что изобразите? Какие выберите краски?

 

·       Развитие интонационных умений.

Из группы интонационных умений формировала умение пользоваться паузой и логическим ударением.

Первый этап – наблюдение с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.

 

Следующий этап – наблюдение и практические упражнения в постановке пауз между синтагмами, словосочетаниями.

Далее рассматривалась роль поэтической паузы. Сопоставлялись варианты пауз, определялась их смысловая роль.

 

  

Велось наблюдение и за простейшими случаями психологической паузы (смена мыслей, настроений).

Место паузы определяется на основании анализа текста с помощью учителя.

Необходимым является умение выделять при чтении важные слова и сочетания слов (логические ударения); умения слышать логические ударения в чтении учителя, товарищей; самостоятельно находить слово, которое следует прочесть с логическим ударением.

В практике обучения я использовала определенную последовательность работы:

 - самостоятельное выделение логических ударений,

- анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от изменения смысла и объяснение своего выбора.

Фрагмент урока:

- Прочитайте эту строчку с разной постановкой логического ударения.

«Все вторит весело громам…»

  «Все вторит весело громам…»

«Все вторит весело громам…»

 

- Какая мысль подчеркивается в каждом случаи?

 

·       Обогащение словарного запаса.

Работа над лексическим значением слов ведется на каждом уроке в единстве с анализом произведения. Прошу детей найти в тексте слова, смысл которых не понятен. Выясняем значение этих слов, используя толковый словарь.

Веду работу над выразительными средствами языка: сравнением, эпитетом, метафорой, олицетворением.

Знакомство с литературоведческими понятиями веду на практической основе, на речевом материале поэтических произведений. Постепенно литературоведческие термины входят в активный лексический запас обучающихся. Дети учатся осознанно владеть языком предмета.

 

·       Развитие способа чтения и темпа.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

 Для тренировки способа чтения, темпа включаю в структуру каждого урока пятиминутки жужжащего чтения. Каждый ученик упражняется в чтении одновременно со всеми, вполголоса, со своей скоростью. По команде «Молния» - читают в темпе скороговорки.

При чтении стихов использую следующие задания для многократного прочтения текста:

  - Прочитайте и отметьте понравившиеся строки.

- Прочитайте и найдите слова, смысл которых не понятен.

 - Прочитайте и найдите эпитеты (сравнения, метафоры, действия, …).

 

·       Структура урока изучения поэтического произведения.

 

Для формирования выразительного чтения учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

В структуру урока изучения поэтического произведения входят следующие этапы:

1. Подготовка учащихся к восприятию поэтического произведения.

2. Знакомство со стихотворением (чтение учителем).

3. Проверка впечатлений; вопросы, направленные на эмоциональное восприятие произведения:

u     - Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?

u     - Какие картины вы представили в своем воображении?

u     - Что вас взволновало?

u     - Каким настроением проникнуты стихи?

u     - Какие слова и строки передают смятение чувств, радость, тревогу?

4. Самостоятельная работа учащихся с поэтическим текстом – чтение «про себя» с определенным заданием;

5. Чтение стиха по частям и анализ произведения:

u    находят выразительные средства языка – эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение;

u    словарная работа – выясняют значение незнакомых слов.

 

     6. Прием иллюстрирования текста:

u     словесное рисование

Чтобы «нарисовать» словесную картину, надо понять содержание текста, определить что будет нарисовано, выбрать «краски», мысленно представить картину, нарисовать ее словами.

 

u     рассматривание готовых иллюстраций

- Посмотрите на иллюстрацию. Можем ли мы отнести ее ко всему стиху или к одной части? К какой именно?

- Что изобразил художник?

- Какие краски выбрал художник?

- Какое настроение они создают?

 

u     музыкальное иллюстрирование

- Послушайте музыку. Можно ли ее назвать музыкальной иллюстрацией к этому стиху?

- Вы композитор, какую бы вы сочинили музыку к данному произведению?

u     создание собственных иллюстраций к тексту.

 

  

7. Работа над элементами интонации (составление партитуры чтения)

    При работе над стихотворением учу детей чувствовать рифму и ритм стиха, расставлять паузы (    - короткая, | - средняя, || - длинная), выделять голосом «главные слова», т. е. ставить логическое ударение. Учу детей владеть своим голосом – громкостью, силой, мелодикой, четкостью произношения.

    Эту работу веду после анализа стихотворения, выяснения смысла незнакомых слов, определения задачи чтения (какие чувства и мысли хотел передать автор, что наиболее интересно и важно в тексте с точки зрения исполнителя, что должны понять и почувствовать слушающие тебя люди).

 

    8. Итог – выразительное исполнение стихотворения

    Прекрасным приемом, обучающим выразительному чтению, является чтение текста по ролям.

   Логическим продолжением этого приема является драматизация произведения.

 

5. Выводы.

Таким образом, на материале поэтических произведений совершенствуются все компоненты навыка чтения: правильность, осознанность, темп, выразительность; развивается речь обучающихся.

В результате реализации данного опыта  подтвердилась гипотеза о том, что дети будут выразительно читать и осознанно запоминать поэтические произведения.

Цель и задачи достигнуты.

Проект в настоящее время находится в стадии завершения.

Уникальность опыта моей работы по данной теме заключается в сложившейся системе, создающей условия для развития и совершенствования речевой деятельности детей.

Содержание опыта будет интересно и полезно учителям начальных классов, которые смогут его применить полностью в своей работе.

1.   Результативность работы.

Результаты работы отслеживаю систематически, регулярно. Осуществляю текущий и рубежный контроль уровня сформированности навыка чтения. Текущий контроль практикую на каждом уроке чтения, использую отметочную систему контроля. Критерии соответствуют нормам оценки ЗУН.

Мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений, обучающихся в учебном процессе. В процессе мониторинга накапливаю информацию методом повторных замеров и анализирую динамику совершенствования навыка чтения  каждого ученика.

Основными результатами системы работы по совершенствованию навыка чтения при изучении поэтических произведений считаю следующие показатели:

- дети выразительно читают поэтические произведения, владея инструментами чтеца (голосом, дыханием, интонацией);

- с желанием учат поэтические произведения наизусть;

- активно выступают на публике, используя свои речевые и исполнительские умения;

- представляют свои творческие работы (собственные стихи, рисунки, книжки -малышки);

 

  

- УО 100%

- КЗ 84%;

- динамика совершенствования навыка чтения положительная

(См. Приложение №      ).

Вывод: данная система работы обеспечивает положительный результат в овладении обучающимися речевыми и исполнительскими умениями.

 

1.   Предъявление опыта деятельности.

 

Опыт своей работы предъявляла в форме:

u     мастер – класс (февраль 2007 г., МОУ УГ №3 им. О. Г. Макарова, г. Удомля);

u     выступление на заседании кафедры начальных классов в 2007 г. по теме «Структура урока изучения лирического стихотворения»;

u     вела по данной теме городское методическое объединение молодых специалистов в 1997 г.;

u     помещала материалы по теме опыта на собственном сайте в Интернете в марте 2007 г.

 

 

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz
<A HREF='scin/064chili-leto.mp3'></A><BGSOUND SRC='scin/064chili-leto.mp3' AUTOSTART=TRUE LOOP=INFINITE>